Главная тема в программе встречи "большой восьмерки", на которой в эти выходные в Санкт-Петербурге будет председательствовать российский президент Владимир Путин, - это энергетическая безопасность. Опыт научил нас тому, что лучший способ достичь этой цели - это рыночная прозрачность и стабильность цен. Ссылаясь на эти принципы, Россия попыталась представить свои попытки в начале этого года повысить цены на экспорт газа на Украину в четыре раза как справедливую борьбу за "рыночные цены". Для некоторых политиков и инвесторов, не до конца знакомых с ситуацией, это звучало совершенно оправданно.
Следует пояснить, что ни Украина, ни Россия не оспаривали необходимость постепенных ценовых изменений. Но, к сожалению, для соседей России цену российского газа определяют не рыночные цены. Ими командуют "Газпром" и его председатель Дмитрий Медведев, который также служит первым вице-премьером. "Газпром" взимает с каждого из соседей разную стоимость, определяемую, в основном, отношениями этой страны с Кремлем, а не предложением и спросом или расчетами транспортировки газа.
И поэтому, в результате новообретенной после "оранжевой революции" независимости от России, Украине неожиданно пришлось выбирать между четырехкратным повышением цен на газ или перебоем в его поставках. Грузия тоже почувствовала на себе гнев Москвы после "революции роз" и тоже столкнулась с карательным повышением цен. Однако Белоруссия, страна, до сих пор пребывающая в прочном союзе с Кремлем, продолжает получать газ по сильно субсидированным ценам.
Украина и Грузия были не единственными странами, столкнувшимися с риском из-за конфронтации с Россией. Другие поставщики, такие как Туркменистан, по географическим причинам зависимые от транзита через Россию, тоже пострадали. В Западной и Центральной Европе кризис вызвал существенный рост цен и обеспокоенность возможными перебоями в поставках. Вероятнее всего, лишь вмешательство Европейского союза и Соединенных Штатов заставило "Газпром" снова пустить газ.
Природный газ - это, очевидно, самый уязвимый ресурс, когда речь идет о перебоях в поставках. Дорогие, фиксированные, взаимосвязанные трубопроводы заключают производителей и поставщиков в почти эксклюзивные объятия. Поэтому диверсификация транспортировки природного газа - это долгосрочный, многонациональный проект, который требует огромных инвестиций и политической воли.
Другие способы сократить зависимость от поставок включают расширение мощностей по хранению газа, повышение рациональности потребления, увеличение внутреннего производства нефти и газа и разработки альтернативных источников энергии, таких как угольный метан. Кроме того, быстро развивается рынок сжиженного природного газа, что делает постепенную диверсификацию цепи поставок путем импорта газа из удаленных мест более осуществимой. Однако требуется большее.
Во-первых, лидеры G8 должны утвердить стандарты энергетических сделок, которые требуют открытых и прозрачных контрактов, соответствующих лучшим нормам деловой практики. Это поможет ослабить глобальную мощь лидеров, которые разыгрывают энергетическую карту с целью достижения чисто политических целей. Сегодня мы видим такие проблемы в деятельности государственных энергетических компаний в Латинской Америке и в использовании непрозрачных деловых посредников, таких как Rosukrenergo, фирмы, которая сыграла центральную роль в сомнительной газовой сделке между Украиной и Россией. Подобные действия снижают доверие инвесторов и становятся серьезным бременем для стран, таких как Украина, которые пытаются оторваться от коррупции и неэффективности прошлого.
Как и сделка с Rosukrenergo, недавние усилия в украинском парламенте со стороны Партии регионов бывшего премьер-министра Виктора Януковича вместе с Коммунистической и Социалистической партиями, нацеленные на то, чтобы вырвать контроль у ориентированной на Запад "оранжевой коалиции", возможно, стали напоминанием о более мрачных и темных временах при бывшем президенте Леониде Кучме. Это замедлит инвестиции и снизит энергетическую безопасность. Украине, чтобы двигаться вперед, нужна "оранжевая коалиция", а Европе "оранжевая коалиция" нужна, чтобы работать над повышением прозрачности и формированием более надежной энергетической взаимозависимости.
Наконец, энергетическая безопасность для всей Европы требует признания того, что связанность наших систем поставок и транспортировки делает нас взаимозависимыми. И именно здесь может быть полезен формальный Энергетический альянс потребителей и поставщиков. В этом альянсе страны Европы будут выступать гарантами энергетических поставок друг другу в случае крупного перебоя. Международная энергетическая хартия, в которой особо оговариваются доступ на рынки и прозрачность, заслуживает похвал. Однако ее будет недостаточно в моменты кризиса. Наши рынки попросту не вооружены для того, чтобы справиться с непредвиденными перебоями в поставках, например, вызванными природными бедствиями или политически мотивированными решениями.
Первым важным шагом Энергетического альянса должно стать включение Украины в нынешний энергетический диалог, который ведется между ЕС и Россией. Включение в этот диалог страны, через которую происходит основной транзит газовых поставок в Европу из России, самоочевидно, особенно в свете событий января прошлого года, когда Россия перекрыла поставки газа на Украину и в Европу. Также в диалог должны включиться другие страны, такие как Румыния и Болгария, играющие важную роль в европейских поставках и столкнувшиеся с аналогичными проблемами.
Далее, в качестве более долгосрочного решения, институционализация Энергетического альянса - возможно, под покровительством Энергетической хартии - формализует эти отношения и привлечет его членов к многостороннему форуму, когда один из членов столкнется с перебоем энергетических поставок по природным или политическим причинам. Будут учреждены формальное членство, протокол переговоров и/или арбитраж. Целью будет то, чтобы ни одна страна не осталась в одиночестве, столкнувшись с проблемой, влияющей на всех. Механизмы, подобные этому, существуют во всех других политических, экономических и военных потенциально уязвимых сферах - так почему не создать его в сфере энергии? Взаимозависимость - это злободневный вопрос, и мы должны решать его сегодня на многосторонней основе.
Наш долг как лидеров - проложить путь в энергетически безопасное будущее. Если сегодня мы смиримся с сомнительными сделками ради политической выгоды, в будущем нам это дорого обойдется. Когда возникает неизбежный конфликт, общественное доверие, политическое доверие и рыночную надежность бессмысленно приносят в жертву - как это случилось и в России, и на Украине. Угрозам для энергетической безопасности нужно противостоять и решать их на многосторонней основе, при участии всех заинтересованных сторон. Мы все от этого зависим.
Юлия Тимошенко - бывший премьер-министр Украины.
|