Стало известно, что «Роснефть» просит у государства не только 2,4 трлн руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), но и право стать единственным поставщиком топлива и для федеральных и муниципальных структур. Речь идет о рынке в несколько десятков миллиардов рублей. Минэкономразвития выступает против, пишет РБК daily.
Заем из средств ФНБ не единственная мера господдержки, о которой у правительства попросила «Роснефть». Она, в частности, хотела бы получить статус единственного поставщика нефтепродуктов для федеральных и муниципальных потребителей, в том числе министерств, ведомств, а также бюджетных организаций и учреждений, рассказал источник в Минэкономразвития. Компания Игоря Сечина попросила правительство прописать это законодательно в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Слышал о таком предложении и чиновник Минфина, участвовавший в обсуждении мер господдержки для «Роснефти».
Минэк выступает против, говорит источник в ведомстве. Монополия могла бы привести к необоснованному завышению цен на бензин для покупателей. Чиновник Минфина говорит, что монополия на рынке поставок нефтепродуктов приведет к увеличению расходов бюджета.
В ФАС не слышали об инициативе «Роснефти», но выступают против идеи монополизации рынка. «Мы не поддержим такую инициативу. Непонятно, каким образом реализовать этот шаг с точки зрения логистики поставок. Есть регионы, где нет НПЗ или АЗС «Роснефти», и будет попросту дорого поставлять туда бензин или дизель», – говорит Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК ФАС.
«Роснефть» отказалась комментировать свою инициативу. В ЛУКОЙЛе от официальных комментариев отказались, «Газпром нефть» и Минэнерго не ответили на запрос. Пресс-служба Минфина предложение не комментирует.
Только за первые девять месяцев 2014 года госструктуры разместили на сайте госзакупок заказы на нефтепродукты почти на 50 млрд руб.
По подсчетам собеседника в «Газпром нефти», общая сумма закупок только бензина госструктурами в год может превышать 160 млрд руб. Рынок поставок моторного топлива и керосина для нужд федеральных и муниципальных организаций он оценил в 10–15% от всего потребления в стране: 4–6 млн т бензина и 7–10 млн т дизтоплива. Он слышал о пожеланиях «Роснефти», но не одобряет их. Если инициативу попытаются принять законодательно, то компания может обратиться с жалобой в ФАС, чтобы оспорить ее как противоречащую нормам конкуренции, говорит собеседник.
Источник в ЛУКОЙЛе считает, что введение преференций для «Роснефти» даже при наличии политической воли может оказаться затруднительным – из-за логистики. «Можно привести дизель из Самары на Кавказ, но из Волгограда выйдет дешевле», – объяснил он, добавив, что ЛУКОЙЛ поставляет топливо для Минобороны, но в ряде регионов не присутствует из-за высоких транспортных расходов.
|